Моя педагогическая философия

 

Эссе «Моя педагогическая философия»

 

 Если ты думаешь на год вперед - посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед - посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед - воспитай   человека.

    Восточная  мудрость

На дворе 21 век. Жизнь стремительно мчится вперед. На глазах  меняется все: города, быт, люди, растущие поколения, отношение к наукам, межличностные отношения, воспитание… Сегодня в погоне за деньгами изменилось при видимом благополучии отношение к формированию таких качеств, как честность, благородство, скромность, деликатность, обязательность. Такие основные жизненные ценности, как познание, творческий труд, духовное и интеллектуальное общение отходят в лучшем случае на второй план. Во всех сферах нашей жизни начинает сказываться умение или неумение быть человеком. Хотим мы этого или не хотим, но на каждом шагу нам приходится решать морально-этические проблемы, на каждом шагу мы вынуждены разрешать задачи нравственного влияния на человека, нравственного воспитания. Главная роль в этом отводится учителю. Кому предоставлена возможность воспитывать, сам должен отвечать морально-этическим нормам. Дорогу учителя люди выбирают сами. Выбирают, твердо зная, что без детей их жизнь будет легче, но несчастливей. С педагогическим талантом рождаются не все. Это, в основном, результат упорного труда умной и доброй души. Ни одна работа в мире не требует такой самоотдачи, как учительская. Так каким он должен быть, современный педагог?

  Я много думала над этим вопросом и пришла к следующим выводам. Учить и воспитывать может только тот, кто сам учится и воспитывается. Кто умеет прощать и щадить. Не потакать дурному, поощрять распущенность, давать поблажки лодырю. Щадить - это значит знать все про  человека, пытаться понять его, помочь ему.  Учитель обязан быть терпеливым и сдержанным, обязан, как актер, перевоплощаться, как машинист, вести поезд, какое бы ни было у него настроение.  Учитель-это тот, кто многое видит, многое понимает и, несмотря ни на что, остается оптимистом.

Ушинский говорил, что если учитель перестает читать, в нем умирает учитель. Невозможно представить себе миссии воспитателя без его богатой жизни в мире книг. Библиотека педагога, которая пополняется из недели в неделю,- это источник мысли, нравственной энергии. Знания, взятые из книг, становятся его личным богатством, его совестью.

Сухомлинский писал: « Знания, почерпнутые из книг, озаряются вашими мыслями, и красной нитью через ваше сознание проходит мысль о том, что ваши умственные и эмоциональные приобретения должны хотя бы каплей раствориться в духовном мире ваших воспитанников. Вы приходите к подросткам с собственными размышлениями, обращаясь к ним как к единомышленникам, как к равным себе»

       Думаю, Учитель тот, к кому тянутся ученики, с кем советуются, делятся своими радостями и печалями. Он для ребенка друг, опора и поддержка в жизни.

       Мне кажется, что Учитель-это тот, кто помогает ребенку не обижаться на мир даже тогда, когда его жизненное пространство сужается до минимума, любить мир, жить с ним в согласии и преображать его своим теплом и светом.

Мы, сегодняшние  учителя, прекрасно понимаем, что образование переживает небывалый подъем. Альтернативные программы, новые педагогические технологии, психологическая служба в школе, процесс гуманизации образования призваны дать ученику возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Если раньше педагог стремился к тому, чтобы научить ребенка учиться, то теперь, я думаю, он должен заинтересовать его в обучении. К этому я и стремлюсь в своей работе. Нестандартные ситуации, неожиданные переходы, интересные игры, загадки, свобода творчества на уроке - все это помогает мне создать  атмосферу взаимопонимания и дружелюбия на занятиях. Ученики стараются высказать свою точку  зрения (а на иностранном языке это совсем непросто), им интересно общаться со мной и друг с другом, они хотят больше знать о стране изучаемого языка. Думаю, мне удается найти общий язык с детьми и достичь неплохих результатов. Достоевский писал: «Красота спасет мир». Хочу перефразировать: «ДОБРОТА спасет мир». И мы, учителя, должны спешить делать добро, чтобы из наших учеников выросли сильные, цельные натуры, способные изменить к лучшему этот мир. Давайте дарить  детям тепло наших сердец, и я уверена, они нам будут за это благодарны.

 

                                                 Кудренко Н.В., учитель химии

                                                 МОУ СОШ №7 с. Стародубского

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»